Рынок недвижимости столкнулся с серьезными вызовами из-за полномасштабной войны. Последствия до сих пор не удалось полностью преодолеть, учитывая удорожание жилья, снижение спроса, падение реальной платежеспособности и так далее.
Что будет с ценами на первичном рынке?
Сложно прогнозировать ситуацию в долгосрочной перспективе, поскольку рынок реагирует на геополитические события. Речь идет, в частности, о вновь избранном президенте США Дональде Трампе и политике его Белого дома. Основываясь на объективных факторах, не зависящих от международной обстановки, можно предположить: средневзвешенное повышение цен произойдет на уровне максимум 15% за год в сумме.
Себестоимость строительства за 2023 год выросла как минимум на 45-47%. Это связано с удорожанием материалов и строительных работ. В то же время практически отсутствует спрос на недвижимость. В отдельных сегментах он сосредоточен на уровне до 20%. И то при условии сложения ряда факторов, — отметила эксперт.
Это и хорошая репутация застройщика, который продолжает строить и выполнять взятые на себя обязательства, несмотря на регулярные ракетные обстрелы, повреждения энергетической инфраструктуры и прочее. Это также соответствие продукта ожиданиям потребителей, которые начали обращать внимание на:
- мультифункциональные квартал-кластеры;
- закрытые рекреационные комплексы с миксом инфраструктуры.
Покупатели столкнутся с удорожанием недвижимости в 2025 году, если сохранится относительно стабильная ситуация на рынке. Прогноз в 15% может быть скорректирован в сторону увеличения, если произойдет утрата производственных мощностей в различных направлениях строительных материалов. Или в случае мобилизационных процессов, которые усилят дефицит квалифицированных работников.
Я считаю, что 2025 год станет определяющим для девелоперов. Мы ясно увидим, у кого есть потенциал продолжать оставаться на рынке, развиваться и быть полноценным игроком, а кто начал свой путь к самоуничтожению или, иными словами, самостоятельному уходу с рынка, — констатировала Виктория Берещак.
Чего ожидать на вторичном рынке
Вторичный рынок недвижимости в целом зависит от человеческого фактора. Если будут новые внутренние миграционные изменения, то в регионах активизируются как аренда, так и купля-продажа. Крупные города-хабы, такие как Львов и Киев, имеют более активные рынки. Как показала практика 2024 года, с учетом курса доллара и других факторов возможно удорожание ликвидных однокомнатных квартир в пределах 10-12%, а двух- и трехкомнатных — примерно на уровне 6-8% за год.
Что касается программы «єОселя»
Программа может оставаться драйвером, если будет достаточно финансирования. Причем стабильного, без пересмотра решений о выделении средств. Необходимо, чтобы на «єОселю» выделяли как минимум 17-20 миллиардов гривен ежегодно, — добавила обозревательница.
Однако стоит учитывать покупательскую способность украинцев. Она снизилась, поскольку люди психологически не готовы инвестировать крупные суммы в квадратные метры из-за неопределенности событий на геополитической арене вокруг Украины. Оптимистичным сценарием будет, если удастся вернуть общий спрос, то есть по продажам, хотя бы на уровень 10-15%.
Эксперт уверена, что девелоперы не смогут перестроить свои бизнес-процессы таким образом, чтобы не зависеть исключительно от денег покупателей для продолжения строительства. Необходимо искать инвестиционных партнеров, заинтересованных в возведении жилых объектов. Если компании не начнут сотрудничать с международными игроками, которые присматриваются к украинскому рынку, видя в нем потенциал после победы, то произойдет переформатирование деятельности застройщиков в самом худшем смысле.